09:17 24.11.2020

Версия для слабовидящих
ГлавнаяТерриториальные федеральные органы

ГКУКК "Центр занятости Ленинградского района"

Аттестация рабочих мест по новым правилам

Аттестация рабочих мест по новым правилам

Аттестация рабочих мест по новым правилам

С 1 сентября 2011 года действуют новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда. Правильно проведенная оценка рабочих мест обезопасит организацию от возможных претензий со стороны налоговых органов. Ведь ее результаты важны для того, чтобы учесть расходы на охрану труда при расчете налога на прибыль.

Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок). Ознакомиться с этим документом нужно всем организациям, поскольку проводить аттестацию рабочих мест работодателя обязывает трудовое законодательство. Это мероприятие необходимо для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 209 ТК РФ). Так что под аттестацию подпадают абсолютно все организации.

Непроведение аттестации чревато штрафом по ст. 5.27 КоАП РФ. Его размер для должностных лиц организации составляет от 1000 руб. до 5000 руб., а саму компанию могут оштрафовать на сумму от 30000 руб. до 50000 руб.

Этой нормой Кодекса предусмотрено и еще одно наказание: деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток. Если же будет выявлено повторное нарушение, руководителя организации могут дисквалифицировать на срок от года до трех лет.

По сравнению с прежними правилами аттестация рабочих мест по условиям труда, которые были утверждены приказом Минзравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, нынешний Порядок более детально устанавливает процедуру проведения этого мероприятия. Кроме того, изменена и структура самого документа, в нем появились новые разделы и введены новые понятия.

Как и прежде, требования Порядка распространяются на всех работодателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В новом Порядке появилось одно уточнение: под действие документа подпадают все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Периодичность проведения аттестации не изменилась. Сроки проведения оценки рабочих мест работодатель устанавливает исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Однако в новом Порядке появились дополнение к этому правилу. Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации, а за дату начала проведения аттестации принимается дата издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Что касается аттестации новых рабочих мест, их оценка должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию (п.8 Порядка).

В Порядке определено, что аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по оценке рабочих мест, на основании гражданско-правового договора (п. 6 Порядка). Из этого положения можно сделать вывод, что теперь организации не смогут проводить аттестацию собственными силами. Это подтверждается и тем, что теперь работодатель не имеет права утверждать отчет об аттестации, если необходимые документы не подписаны аттестующей организацией (п. 7 Порядка).

Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей на основании гражданско-правового договора следующие услуги:

— измерения и оценка;

— оценка соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— оформление и подготовка отчета об аттестации.

Из всего вышесказанного видно, что аттестацию могут проводить далеко не все организации, а лишь те, которые прошли аккредитацию в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н. Кроме того, аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю.

В новом Порядке четко прописаны права и обязанности как для работодателя, так и для аттестующей организации (п. 7 Порядка).

Несмотря на то, что перечень целей, в которых могут быть использованы результаты аттестации рабочих мест, сократился с 19 до 17 позиций, по сути он остался прежним. Изменена структура перечня, а также скорректированы некоторые формулировки.

Так, по-прежнему результаты аттестации необходимы для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Но в новом Порядке уточнено, что СИЗ могут пройти не только обязательную сертификацию, но и декларирование соответствия.

Аттестация рабочих мест нужна и для оценки профессионального риска. Однако в новом Порядке не сказано, что следует понимать под такой оценкой. В старом Порядке было написано, что это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им трудовых обязанностей.

Исчезла из перечня такая цель использования результатов аттестации, как обоснование принимаемых решений о привлечении организации к административной ответственности в виде приостановления ее деятельности. Зато появилась запись о том, что результаты оценки необходимы для приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Выполнение этого требования позволит избежать споров о правильности выдачи тем или иным работникам СИЗ. Ведь в нормативах выдачи работникам, чей труд сопряжен с вредными условиями, специальной одежды и обуви значатся должности, поименованные в вышеназванном классификаторе, и расхождения в их названии могут вызвать проблемы с тем, как обосновать обеспечение работников СИЗ.

Организации, где есть аналогичные рабочие места, могут провести аттестацию в упрощенном порядке. Понятие аналогичных рабочих мест перекочевало в новый Порядок из прежних правил практически без изменений. Напомним, что для признания рабочих мест аналогичными необходимо соблюсти совокупность определенных условий, а именно:

— профессии и должности должны быть одного наименования;

— выполняются одни и те же профессиональные обязанности при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

— используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;

— работы осуществляются в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

— используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;

— объекты (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте расположены одинаково;

— существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени (п. 12 Порядка).

Правда, в новом Порядке названный перечень дополнен еще одним условием: работники должны быть обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Если рабочие места будут признаны аналогичными, у предприятия отпадает обязанность проводить стопроцентную аттестацию всех рабочих мест. В этом случае оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.

Прежде чем остановиться на порядке отражения в налоговом и бухгалтерском учете расходов на проведение аттестации рабочих мест, которую организация заказала сторонней организации, необходимо рассмотреть один момент.

Предприятие может снизить свои расходы на аттестацию рабочих мест, если одной из целей проведения этого мероприятия является предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников. Это можно сделать путем получения от ФСС России компенсации, которая предусмотрена приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 № 101н.

Размер компенсации не может превышать 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату пособий по травматизму за соответствующий период. Дотация осуществляется за счет сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, подлежащих перечислению в ФСС России в текущем календарном году.

Более подробную информацию о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда организациями, а также консультации по применению норм действующего трудового законодательства можно получить в отделе трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК «Центр занятости населения Ленинградского района».

Наш адрес: 353740, ст. Ленинградская, ул. Юбилейная, 133, каб. 11, телефон «горячей линии» 3-83-79.

Начальник отдела трудовых отношений,

охраны труда и взаимодействия

с работодателями ГКУ КК «Центр занятости

населения Ленинградского района» Т.С.Рогочая 


Возврат к списку